Миллят Мед-жлиси (Национальное Собрание) мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, на которых присутствовало около 100 делегатов. Здесь была принята Конституция национально-культурной автономии, создано правительство из трех министерств (просвещения, финансов и религии) и т.д. Тем самым та цель, к которой стремился Иттифак, фактически была воплощена в жизнь, поскольку главой той автономии стал один из активнейших иттифа-ковцев С.Максудов. Кроме того, автору следовало бы учитывать, что во второй и третьей редакциях программы Иттифака имелся особый пункт о национально-территориальной автономии. Кстати, уфимские иттифаковцы, по наблюдениям охранки в 1913 г., были уверены, что настанет время, когда русское правительство будет вынуждено дать автономию двум миллионам мусульман Уфимской губернии. Процесс культурной и этнической идентификации российских мусульман протекал очень сложно, порой противоречиво. Не стоит на основании отдельных фактов выстраивать умозрительные предположения. Возвратимся к анализу программы Иттифака. В самом полном (75 пунктов) ее варианте параграф 60, посвященный аграрному вопросу, почти дословно повторяет параграф 36 кадетской программы, но уже в следующем параграфе говорится о том, что земля распределяется между нуждающимся в земле коренным населением, которому непременно следует возвратить все отнятые у него казной земли. Таким образом, вопрос о возвращении мусульманам их земель в Поволжье, Крыму, Сибири, Туркестане, Закавказье выдвинут в качестве одного из важнейших. В «Программе Мусульманской Парламентской Фракции» (СПб., 1907) (68 пунктов) в пункт по аграрному вопросу внесено добавление об увеличении площади землепользования «для занимающегося по местным условиям скотоводством населения». Появляется фраза о введении 8-часового рабочего дня. В последующую редакцию «Программы мусульманской группы во II Государственной Думе» (СПб., 1907), которая состоит из 73 пунктов, по аграрному вопросу внесены дополнения: земли, подаренные правительством бывшим служащим, отчуждаются без вознаграждения; заведование земельным фондом в определенной местности, за исключением земель, имеющих общегосударственное значение, должно принадлежать органам самоуправления; местное население имеет право на наделение землей в первую очередь. Далее выдвигается требование о приостановке переселений до разрешения Думой аграрного вопроса. Вопрос о распределении земли, в сущности, связывался с правом мусульманских народов на возврат их земель. Кроме того, появился раздел о военных реформах, сокращении воинской
|