партия мусульман 2
Уфимской, Оренбургской, Тамбовской, Бакинской губерний и других. В тот же день полиция арестовала участников заседания. Иттифак существует, считали чины полиции в 1911 г. Бюро ЦК партии (по полицейским сведениям за 1912 г.) в составе члена Думы С.Максудова, крупного философа и богослова М.Бигиева и просветителя муллы Л.Исхакова продолжало координировать работу партийных организаций. Вопреки всем препонам, в 1913 г. мусульманские представители в IV Думе воспринимались как лидеры национальной партии. Но в ее рядах по-прежнему не было единства — даже по вопросу о сущности мусульманского движения в России. Так, С.Максудов, выступая в Думе, утверждал, что «мусульмане» — это не только последователи определенной религии, но и особая народность, имеющая свои традиции, быт, историю и даже общий литературный язык. Напротив, другой казанский депутат Г.Еникеев заявлял, что мусульманство — понятие чисто конфессиональное, а не этнографическое или национальное. Между тем, в литературе утверждается, что к 1914 г. партия прекратила свое существование. С целью возрождения движения, доказывали советские историки, решено было созвать мусульманский съезд. Важнейшей причиной созыва очередного съезда на деле была акция консерваторов по созданию в 1913-1914 гг. своей всероссийской организации. Оценивая результаты борьбы с прогрессистами, один из консерваторов коммерсант Ф.Байрашев в своем письме к министру внутренних дел заметил, что составить им «достаточно сильную оппозицию» пока не удалось. Поэтому он вместе с группой единомышленников во главе с известным петербургским имамом и ахуном М.-С.Баязитовым (редактор-издатель газеты «Нур») предложил в конце 1913 г. создать Всероссийский мусульманский народный союз «Сыратуль-Мустаким» («Прямой путь», или «Правый путь»), зарегистрировав его устав, предусматривавший открытие отделов на местах и Главного Совета Союза в Петербурге. Своей целью новый союз провозглашал объединение российских мусульман для просвещения и всестороннего подъема их благосостояния на основе законности, верности монарху и империи, а также для противодействия иным течениям в их среде. Как считали мусульманские прогрессисты, эта организация явилась бы аналогом русских черносотенных партий.
|