Главная » Статьи » 

партия мусульман 2

службы, об обязательном соблюдении в воинских час­тях требований религиозного характера для мусульман; о прохождении службы на местах мобилизации.                                       Таким образом, вторая и третья редакции программы Иттифака свидетельствуют, что эта партия, сохраняя приверженность конституционной парламентской монар­хии, выступала за областную национализацию земель, за автономию в делах религии и самоуправление на местах, но отнюдь нс за федерализм. В программе Иттифака есть немало сходного не только с программами общероссий­ских либеральных, но и социалистических партий (эсеров и энесов), не говоря уже о партиях национальных. Как видно, все исследователи считают третий съезд своеобразным рубежом в мусульманском движении, после которого в течение нескольких лет наблюдается спад ак­тивности Иттифака, по причине которого намеченный на август 1907 г. очередной съезд провести не удалось. Меж­ду тем, по свидетельству прессы, в Нижний Новгород в августе 1907 г. все-таки съехались 60 представителей му­сульман, а в ходе подготовки съезда один из активистов Иттифака за два месяца до предполагаемого открытия по­давал петербургскому градоначальнику ходатайство о ле­гализации «Мусульманского союза» (ходатайство посту­пило в Сенат, и в итоге вопрос о легализации остался от­крытым). 21 августа, после отказа нижегородской адми­нистрации разрешить проведение съезда, организаторы обратились с телеграммой к П.А.Столыпину, в которой гарантировали, что на нем не будут рассматриваться ни­какие вопросы, кроме намеченных. На следующий день мусульманские представители получили из Петербурга отрицательный ответ. Несмотря на отказ, на совещани­ях членов Иттифака, происходивших в 20-х числах авгу­ста в Нижнем Новгороде, было решено образовать при ЦК партии особое бюро (что планировалось на третьем съез­де), которое должно было действовать в Петербурге. На его содержание предполагалось собрать 15-20 тыс. руб. Было решено также принять участие в выборах в Думу по Петербургу и поддерживать кандидатов прогрессивных партий (по разным оценкам, мусульман в Петербурге бы­ло от 7 и более 10 тыс. человек, в том числе около 1 тыс. обладающих избирательным цензом). Наиболее деятельным и многочисленным среди му­сульман, по оценкам русской прессы, было «прогрессив­ное» течение, взгляды которого представляли петербург­ская газета «Ульфет» («Согласие»), оренбургская газета «Вакыт» («Время»), бакинский журнал
 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий